1127
13
Чтобы помнили!
Каранда́ш (настоящее имя Михаи́л Никола́евич Румя́нцев; 27 ноября (10 декабря) 1901 — 31 марта 1983) — советский артист цирка (клоун), актёр. Герой Социалистического Труда (1979). Народный артист СССР (1969).
×
Михаил Николаевич Румянцев родился 27 ноября (10 декабря) 1901 года в Санкт-Петербурге.
В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха), но учился без интереса.
1922 — переехал в город Старица (ныне Тверская область). Там устроился писать плакаты для городского театра.
1925 — будучи с театром на гастролях, остался в г. Тверь и работал оформителем плакатов. В этом же году М. Н. Румянцев переехал в Москву, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни» и рисовал афиши для кинофильмов.
В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха), но учился без интереса.
1922 — переехал в город Старица (ныне Тверская область). Там устроился писать плакаты для городского театра.
1925 — будучи с театром на гастролях, остался в г. Тверь и работал оформителем плакатов. В этом же году М. Н. Румянцев переехал в Москву, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни» и рисовал афиши для кинофильмов.
Летом 1926 года в Москву приехали звезды мирового кино - Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс. Румянцев узнал, что знаменитые гости посетят центральный кинотеатр "Аре". Возле кинотеатра - толпа. Сеанс окончился, Михаила прижали к стене, и тут он увидел знаменитых актеров рядом с собой. Увидел и решил... Будет артистом.
Он поступает на Курсы сценического движения, ими руководила В.И. Цветаева. Преподавали там художественную гимнастику, акробатику, характерный танец. Акробатике, правда, уделялся всего час в неделю. И все же...
Это помогло ему поступить в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков.
Он поступает на Курсы сценического движения, ими руководила В.И. Цветаева. Преподавали там художественную гимнастику, акробатику, характерный танец. Акробатике, правда, уделялся всего час в неделю. И все же...
Это помогло ему поступить в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков.
Румянцев окончил школу циркового искусства в мае 1930 года, после чего отработал четыре года в цирках Смоленска, Баку, Казани и Сталинграда. Он часто переезжал, знакомился с новыми людьми. Работа в каждом из этих цирков вносила что-то новое в его опыт. С первых дней самостоятельной работы на манеже Смоленского цирка артист понял, как важно для комика быть разносторонне тренированным. Владение разными жанрами, образная пластичность – все это могло позволить делать номера более разнообразными, обращаться к пародии.
С 1935 года начал работать в Ленинградском цирке в новом образе под именем Каран Д’Аш. Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм.
С 1936 года переведён в Московский цирк. Публика столицы с интересом приняла нового артиста. Примерно в это же время решил добавить в свой сценический образ собаку — маленького скотч-терьера по кличке Клякса; Так началась карьера Карандаша как клоуна.
С 1936 года переведён в Московский цирк. Публика столицы с интересом приняла нового артиста. Примерно в это же время решил добавить в свой сценический образ собаку — маленького скотч-терьера по кличке Клякса; Так началась карьера Карандаша как клоуна.
О «политических» шутках знаменитого клоуна тоже ходили легенды. Например, во времена брежневского «застоя» Карандаш выходил на манеж с огромной «авоськой», битком набитой всякими дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопчёной колбасы, ананасами и прочим (всё это было, конечно, муляжами). Выходил и молчал. И весь зал тоже молчал — ждал, что скажет Карандаш. Тогда Карандаш громко говорил: «Я молчу потому, что у меня всё есть. А вы почему?!». С другой стороны, Н. М. Румянцева вспоминает: «Карандаш не допустил ничего лишнего ни в репликах, ни в сюжетах, точно чувствуя границы».
В 1940—1950 годы Карандаш стал привлекать в свои выступления помощников-учеников. Одними из таких были Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин. Популярность клоуна была такова, что одними своими выступлениями он мог «спасти» любой цирк в финансовом плане — аншлаг был гарантирован. К своей профессии Карандаш относился очень добросовестно и тщательно. Требовал безукоризненной точности в работе от своих помощников, осветителей, униформистов.
Он много гастролировал в СССР и за рубежом, Карандаш стал первым советским клоуном, популярным за пределами СССР. Карандаш собирал аншлаги в Милане, Лондоне, Рио-де-Жанейро, Марселе и Бухаресте. О популярности Карандаша рассказывал Юрий Никулин: «Только-только стал учиться у Карандаша, приезжаем на гастроли в какой-то областной город. Встречает директор цирка, расплывается в улыбке: «Михаил Николаевич, вам заказан люкс, а ребята переночуют где-нибудь в цирковой подсобке...» Никогда не забуду, как маленький Карандаш орал на представительного директора, топая ногами и размахивая кулаками. А потом успокоился и сказал: «Я сегодня на манеж не выйду». Директор воспринял это как шутку: «Ну и не выходи!». Вечер. Цирк забит битком. Третий звонок прозвенел. Публика шумит... А Карандаша нигде нет. Представление отменили. Директор, узнав, что зрители собираются его бить, убежал из цирка через черный ход. На следующий день нам с клоуном Борисом Романовым выделили люкс. Причем бесплатно!».
Параллельно с работой в цирке Михаил Румянцев снимался в кинофильмах и киноконцертах. Он снялся в фильмах и концертах «Высокая награда» и «Девушка с характером» в 1939 году, «Старый двор» в 1941 году, «Концерт фронту» в 1942 году, «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» в 1943 году, «Иван Никулин - русский матрос» в 1944 году, «Карандаш на льду» в 1948 году, «Самоуверенный Карандаш» в 1955 году, «Соберите Венеру» в 1964 году, киноальманахе «Две улыбки» в 1969 году. В большинстве этих лент он играл себя – забавного маленького человека, клоуна Карандаша.
Всего Карандаш проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти.
Умер 31 марта 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок № 10).
Награды и премии
Герой Социалистического Труда (20.12.1979)
Заслуженный артист РСФСР (1939)
Народный артист РСФСР (1958)
Народный артист СССР (1969)
Орден Ленина (1979)
Два ордена Трудового Красного Знамени (19.11.1939, 26.11.1971)
Медали.
Герой Социалистического Труда (20.12.1979)
Заслуженный артист РСФСР (1939)
Народный артист РСФСР (1958)
Народный артист СССР (1969)
Орден Ленина (1979)
Два ордена Трудового Красного Знамени (19.11.1939, 26.11.1971)
Медали.
Ссылки по теме:
- Пол Уокер помог купить обручальное кольцо ветерану иракской войны
- 10 актеров, которые не боятся раздеваться в фильмах
- Самые романтичные звездные пары советского кино
- День памяти актёра Евгения Леонова
- Успешная карьера Арнольда Шварценеггера
Новости партнёров
реклама
И затмевали день земной,
И смех людской, звучавший в зале,
Был мне наградой и виной.
Улыбки жгли огнем бесплотным -
Беззлобный смех земных людей.
И надо мной они смеялись,
Чаруясь шуткою моей.
Я - арлекин, сатирик, комик,
Я - лишь гротескный персонаж,
Давно лицо мое забыто,
Вокруг меня - лишь смех и блажь.
Но вслед великим людям века,
Спросить хочу, спустя года,
Что я смешил в угоду толпам:
Над кем смеемся, господа?
Кого вы видите на сцене,
В нелепых тряпках и с цветком?
И что смешного каждый видит
В нелепом образе моем?
Вы неустанно обсуждали
Мое сценическое "Я",
Все амплуа и все репризы,
Вам не важна душа моя.
И я смеюсь - презренный клоун,
И в шутке вижу я удел.
И ведь никто из вас не знает,
Как часто плакать я хотел.
Рвались рыданья, но улыбка
Не омрачалася моя,
И раз за разом, с этой сцены
Я вам дарил всего себя.
Я - арлекин, презренный клоун,
Меня всерьез воспринимать
Никто не станет. Не желает
Никто той боли понимать.
Из года в год, на этой сцене,
Критиковать людей не смел,
Но предо мной мелькали судьбы -
Забыть их так и не сумел...
В словах моих узрев лишь шутку,
Вы не смогли понять одно:
Все, что вам кажется комичным,
Кому-то вовсе не смешно.
Вы просто очень близоруки,
Не замечаете вы слов -
В стихах комичных не сумели
Заметить мельпомены строф.
И я смеюсь - смеюсь со сцены,
Над смутой и безумством толп,
Для вас тесна была дорога -
А я познал сплетенье троп.
Все ваши души - предо мною,
Вы все открыты для меня,
И вы в основе каждой шутки,
За вас болит душа моя.
Был прав заморский черный клоун,
Что этот век чумной назвал
Веком гротеска золотого -
Я эту истину познал.
Вы все - нелепые герои
Гигантской драмы, что зовут
Простою жизнью миллионов,
Что жизнь от смерти не спасут.
Но вы не знаете, чумные,
Ища ответ, кто друг, кто враг,
Что от трагедии и драмы
К комедии - один лишь шаг.
И вы, что клоуна призрели,
Не знали истины простой -
Что под лицом комичной драмы
Звучат слова судьбы чужой.
И вы глупы, смеясь над шуткой,
И презирая образ мой:
Ведь вы смеетесь надо мною,
А я смеялся над собой...